Интернет-проект Ольги Юрковой "Business-Tutor"

Бизнес-игры, онлайн-курсы и вебинары, мастер-классы и тренинги -
всё, что нужно для профессионального роста бизнес-лидеров и команд

КОЛЛАБОРАЦИЯ И СИНЕРГИЯ

«Мир станет гораздо лучше, если люди будут знать, как нужно взаимодействовать»

(М. Хансен)

Конкурентность как стратегия бизнеса становится слишком затратной и даже бессмысленной. Доходность, в значительной степени, все больше связана с улучшением и оптимизацией бизнес – процессов и сотрудничестве как на уровне организации бизнеса, так и между командами и отдельными людьми. Новое время диктует иные подходы к бизнесу, основа которого - в коллаборации и синергии. ₽¥

В чем же их суть?

Коллаборация – преимущественно управленческое решение в пользу создания и развития кросс – функциональных проектов в организации как с опорой на внутренние ресурсы, так и с привлечением внешних.

Синергия - взаимодополнение, компенсация профессиональных и личностных компетенций друг друга, для достижения того же результата. Простыми словами - когда 1+1=3.

В идеале, проекты в области коллаборации будут состоять из людей, чьи профессиональные и личные компетенции дополняют и компенсируют друг друга. Однако, люди в этом контексте – только один из доступных ресурсов.

Коллаборация – это еще и процесс, в котором определена цель сотрудничества, изучены естественные и организационные барьеры и найдены пути их преодоления. Выражаясь иначе, коллаборация – это каждый раз управление бизнес – проектом, где, с одной стороны, есть внимание к объективной части вопроса (цель, продукт, заказчик, исполнители, план-график и пр.), так и к самому процессу (доступность информации, ее потоки, нюансы коммуникаций, внутренние и внешние барьеры и пр.).

Поэтому руководители стремятся создавать такие коллаборационные проекты, где сотрудничество было бы оправданным и служило достижению цели, а люди разделяли бы идею сотрудничества на ценностном уровне и, против соперничества, стремились к сотрудничеству: взаимной помощи и поддержке в продвижении проектов.

Рассмотрим коллаборацию как процесс. Обычно он трудоемкий, ведь для коллаборации традиционно выбираются очень разные подразделения бизнеса и даже те, которые редко сотрудничали вместе.

Из традиционных коллабораций возьмем маркетинг и сбыт. Эти два подразделения давно дружат внутри крупного бизнеса, продолжая сохранять определенный суверенитет, и их сотрудничество приводит как к улучшению качества обслуживания, так и к улучшениям показателей конверсии клиентов. Из более сложных – сотрудничество логистики и офисов продаж, где, например, территориально удаленные филиалы банка должны стать, по сути, логистическими центрами по доставке кредитных карт населению.

Пример одной из крупных «внешних» коллабораций – Лето-банк и Почта России. Тогда, в 2016 году, благодаря сотрудничеству этих двух федеральных компаний, возникло новое юридическое лицо – Почта – банк. Таким образом Лето - банк получил доступ к своей целевой аудитории – физлицам (пенсионерам, владельцам зарплатных карт, предпринимателям, активно пользующимися почтовыми услугами и пр.). Почта России в данном случае несла «донорскую» функцию.

Проект был настолько удачным, что уже в первый год своего существования было открыто более 12000 офисов, по всей стране. Почта-банк – стремительно ворвался на рынок, «присоединившись» к офисам и имени более давно известного на рынке партнёра.

В отличие от конкурентов, которым для реализации и достижения своих целей потребовались десятилетия и огромные ресурсы, Почта – банк показал, насколько ценными могут быть коллаборации для бизнеса. Офисы и имя одного партнера, умноженные на цели и стратегию другого позволили разделить расходы, умножить прибыль, улучшить сервис и, главное, достаточно легко получить доступ к целевой аудитории Банка.

Иными словами, каждый раз коллаборация – это оправданная необходимость «соединить и перемешать» деятельность, для улучшения суммарных показателей. И вот он тот самый эффект синергии, когда «1+1 = 3»

Однако, блестящей идеи и идеальной организации бизнец - процесса – все равно не достаточно для получения оптимального результата. В коллаборацию должны войти люди, которые захотят сотрудничать, причем их сотрудничество будет не просто добровольным и опираться на их жизненные ценности, но и дополнять друг друга так, чтобы умножать уникальные знания, умения и навыки каждого для достижения наилучшего результата.

Ключевая роль в этих в создании таких команд принадлежит руководителям на всех уровнях. Вам предстоит адаптировать людей к изменениям. При этом, не забывайте: сопротивление переменам происходит всегда, несмотря на любые их преимущества и пользу. Это – естественная часть процесса адаптации.

Как же провести эти изменения достаточно быстро и создать команды профессионалов, по-настоящему вовлеченных в бизнес – процесс?

Вам нужно ежедневно искренне демонстрировать на уровне своего поведения: открытый стиль коммуникации, проактивность и достаточную влиятельность (способность отстаивать свое мнение и не мешать, при этом, высказывать мнения другим людям). Подобное в данном случае будет притягивать подобное и сотрудники – неосознанно копировать ваше профессиональное поведение. Открытость будет позволять проявлять оправданную инициативу и решать вопросы достаточно быстро, проактивность – искать возможность, а не угрозы и выполнять задачи, достаточная влиятельность – научит отстаивать свою профессиональную позицию.

Обратите внимание, в этой статье есть неоднократное использование терминов «достаточный», «оправданный» и «оптимальный». Это – про тонкий баланс и выбор в пользу управления и управляемости проектами. Идея бизнеса стоит на принципах объективности и рациональности, необходимых для достижения финансовых результатов. Поэтому любая «чрезмерность», для начала, резонирует большими издержками в отношениях и буквально лишними расходами. Тогда даже самые блестящие идеи могут рухнуть из-за их неумелого исполнения и несогласованности действий. Достаточные и оправданные открытость в общении, инициатива и влиятельность – залог по-настоящему надежного сотрудничества. Это и позволяет рождаться синергии.

Подводя итоги статьи, мы теперь с большим вниманием можем относиться к теме коллаборация и сотрудничество. В них самые большие перспективы развития бизнеса.

Коллаборация – достаточно новый продуктивный формат кросс – функционального взаимодействия – позволит в ближайшей временной перспективе достигать трудные цели там и тогда, где традиционные системы не работают.

Синергия – как сотрудничество людей разных опыта, профессиональных и личностных компетенций – станет отдельным преимуществом, и главной движущей силой коллабораций, которые будут способны оптимизировать финансовый бизнес и продвинуть его в лидеры рынка.

Объейдиняйтесь, чтобы лидировать, господа!